

Открытие клиники: как оптимизировать расходы?
Медицина сегодня не только лечит людей, но и является полноправной отраслью мировой экономики. Естественно, важнейшую для всех функцию здравоохранения никто не отменял, и лечение людей не может быть нацелено на прибыль. Однако, в современных реалиях медицина стала подчиняться общепринятым законам экономики.
Простая схема: больше дохода - меньше затрат - выше экономическая эффективность бизнеса. Педантичный руководитель медцентра постоянно будет пытаться прийти к этой формуле. Экономическая эффективность — это соотношение затрат и доходов любой компании. Кроме того, это и проблема сокращения капитальных затрат и затрат в период инвестирования, а также и уменьшение ежедневных трат. Если попытаться воплотить эти меры в жизнь, на выходе получится преумножить маржинальность.
Экономическая эффективность — это своего рода определяющий развитие, в данном случае, медицинского центра, инструмент. Он начинает работать уже с этапа рендера проекта у дизайнера, с момента определения набора медицинских услуг и исследование ценовых гипотез. По этой информации, а также по данным конкурентов (востребовано ли это направление, сколько стоят аналогичные услуги в других местах) грамотный инвестор принимает решение о заказе того или иного оборудования для работы клиники.
Экономическая эффективность для каждого бизнес-процесса медицинского центра разная. Соответственно, у нас есть более широкое поле для того, чтобы изменить эти показатели.
Существует три варианта оценки экономической эффективности:
- В момент создания бизнес-модели;
- На этапе старта бизнес-проекта, когда происходит сопоставление планируемых расходов и выручки и высчитывается маржинальность;
- “Что было бы, если…” - когда вы планируете какие-то изменения и рассчитываете, что они принесут.
Как связаны дорогое оборудование и экономическая эффективность?
Для медицины дорогостоящее оборудование - классическая история. Крупные хирургические центры, аппараты МРТ или компьютерной томографии легко могут обходиться в сотни миллионов рублей!
На слиянии медицины и инженерии образовалась смежная специальность - “клиническая инженерия”. Профессионалы этой отрасли помогут найти верное техническое решение для клиники, например, рассчитают, какая техника будет наиболее эффективной.
В этой теме, пожалуй, одним из самых ярких примеров инвестиционных и эксплуатационных расходов - покупка компьютерного томографа. По настоянию маркетологов или врачей, те, кто вкладывает средства в открытие клиники, часто приобретают очень дорогие томографы с количеством срезов от 64 до более чем 128. Да, в определенных условиях такие агрегаты могут дать незначительную маркетинговую выгоду. Однако реальной необходимости в таком количестве срезов, как правило, нет. Для кардиохирургии и исследования сердечных сосудов 64 среза является стандартом. А в частных клиниках подобные исследования проводят весьма редко. Отметим, что такой томограф может обойтись примерно в полтора раза дороже, чем оптимальный на сегодняшний день стандартный вариант в 16/32 среза.
Еще один момент, который часто не принимают во внимание: техническое обслуживание томографа. В каждой единице техники есть рентгеновская трубка, которая требует замены каждые 1-3 года (в зависимости от условий использования). Такая трубка на томограф в 16 срезов стоит порядка 4 миллионов рублей. На томограф с большим количеством срезов рентгеновская трубка также будет стоить дороже - стоимость возрастает до 9 миллионов рублей. Это несоответствие должно быть оплачено: или за счет количества исследований, или за счет цены за них.
Отметим, перед покупкой дорогостоящей медицинской техники, необходимо принять во внимание не только стоимость самого аппарата, но и стоимость дальнейшего обслуживания.
Важен еще один момент: инвестиционные затраты играют основную роль: чем более дешевое оборудование закупается, тем ниже порог входа в бизнес. В результате легче выйти “в ноль” и начать возвращать вложенные на открытие средства.
Эффективность цен при открытии кабинета УЗИ
Рассмотрим противоположный пример: открытие кабинета ультразвуковой диагностики. В этом случае больших затрат стоит ожидать не столько в период инвестиций, а в последующий: коммунальные платежи, расходные материалы, общие расходы.
Основным моментом анализа “затраты-эффективность” является приобретение самого аппарата УЗИ. Стоит понимать, что в этом случае дорогостоящее и суперсовременное оборудование не совсем то, что потребуется.
Естественно, что любому доктору хочется работать на современной технике, которая даст максимум возможностей диагностики. Однако в реальной практике не всегда требуется исследование именно на дорогостоящих аппаратах. Не всегда нужна и замена оборудования, которому всего 4-5 лет.
Мы понимаем, что технологии не стоят на месте, и каждые 5 лет происходит своеобразный переворот в области ультразвуковых исследований. Однако небольшие клиники зачастую работают в области рутинных тестов, для львиной доли которых достаточно систем низкого или среднего классов.
По сути аппарат УЗИ - просто инструмент в руках врача-диагноста. Высокий класс техники восполняет низкие навыки специалиста или его незнание технических возможностей или информации, которую можно получить на аппаратах более низкого класса.
По этим причинам эффективность цены при приобретении аппаратов ультразвуковой диагностики - баланс между потребностями доктора и его задачами.