Наша продукция
Статьи
Как закупить медицинское оборудование по 44-ФЗ?

Как закупить медицинское оборудование по 44-ФЗ?

Какой бы ни была современная реальность, к сожалению, люди не перестают нуждаться в квалифицированной медицинской помощи, которая не будет полноценной без соответствующего оборудования.

Закупка медицинского оборудования всегда была непростой задачей. Сейчас она превратилась в сложное уравнение со множеством неизвестных и переменных. Особенно остро это ощущают скованные рамками 44-ФЗ государственные и муниципальные организации.

Сегодня поговорим о том, какие существуют варианты приобрести необходимое оборудование, оставаясь в рамках закона.

Способы закупки медицинской техники по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере госзакупок» предполагает несколько способов закупки медицинской техники. Рассмотрим их через призму сложившейся политической обстановки.

1. Электронный аукцион

Этот способ считается основным конкурентным видом государственных закупок медоборудования. Заказчик должен применять именно его, если изделие входит в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 471-р от 2016 г.

Закупки на электронных аукционах регламентируются ст. 49 44-ФЗ. Отметим, что изменения, произошедшие в последнее время, не коснулись аукционов. 

2. Закупка у единственного поставщика. Это еще один способ получить медицинскую технику по 44-ФЗ – заказ на бесконкурсной основе у единственного поставщика. Приведем случаи, когда можно применить этот способ.

Еще совсем недавно для этого были следующие основания:

  • Цена контракта: до 600 тысяч рублей, годовой объем закупок – до 10% СГОЗ, при этом не более 50 млн рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Учреждениям социальной сферы разрешалось тратить на закупку оборудования без торгов до 50% СГОЗ, но не более 30 млн рублей в год.
  • Приобретение медицинских изделий для оказания экстренной и неотложной помощи, избежания чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий аварий и т. д. (п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  • Несостоявшаяся конкурентная закупка. в этом случае предполагается заключение контракта с единственным участником, принявшим участие в тендере (п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Важно: участник должен был соответствовать всем нормам закона.

В марте 2022 года законодательство относительно закупок дополнили. Нововведения позволили закупать медицинскую технику на бесконкурсной основе (ст. 8 и ст. 15 46-ФЗ от 08.03.2022). Основной упор при этом был сделан на отечественных производителей. Что ж, заказчикам это на руку: можно в наиболее короткий срок получить необходимое оборудование. Рассмотрим нововведения подробнее.

  • Без торгов разрешено закупать медицинские изделия, если их производят только на одном отечественном предприятии или в дружественной стране, т. е. той, что не ввела санкции против России (п. 5.1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Этим способом можно приобрести оборудование исключительно на электронной торговой площадке и только на сумму до 250 млн рублей в год.
  • Этим же способом и на тех же условиях можно закупить оборудование для реабилитации инвалидов (п. 5.2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  • Если в России нет производят необходимое оборудование, его можно купить в другой стране с определенными условиями: страна-изготовитель должна быть дружественной, а производитель должен находиться в реестре единственных поставщиков по этой категории (п. 28.1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Ограничений по цене на такую закупку нет.

Принятые новшества действуют два года с момента принятия закона 46-ФЗ, до 8 марта 2024 года. Четвертое основание, о котором пойдет речь ниже, действительно до 31.12.2022 года.

  • В ст. 15 46-ФЗ законодатель дает право Правительству РФ самостоятельно устанавливать иные случаи для закупки медизделий без торгов. Правительство РФ в свою очередь делегирует эту функцию региональным и муниципальным органам власти (ПП РФ № 339 от 10.03.2022). Воспользоваться этим основанием можно, если есть соответствующее решение местной администрации и деньги в резервном фонде на покупку.

Четыре новых основания заключения контрактов с единственным поставщиком позволяют в кратчайшие сроки менять план закупок, исходя из нужд.

Как использовать дополнительные основания для закупки медоборудования без торгов?

Чтобы воспользоваться пунктами 5.1 и 5.2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, необходимо, чтобы поставщик обнародовал на ЭТП предложение с информацией об изделии. При этом он должен быть единственным производителем такого оборудования в России или страны, не поддерживающей санкции. Убедиться в этом можно, если производитель состоит в реестре Росздравнадзора. Также заказчик должен заручиться поддержкой учредителя на использование этого основания.

Для применения п. 28.1 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ нужно убедиться, что в России действительно нет аналогов необходимого оборудования. Второе условие – будущий контрагент должен состоять в реестре единственных поставщиков. Порядок ведения такого реестра регулируется Правительством, но есть одно “но”: пока такого реестра не существует.

Для закупок у единственного поставщика по ст. 15 46-ФЗ понадобится решение местной администрации. В нем должна быть обозначена причина приобретения именно этой техники у конкретного производителя за конкретную цену. Детали документа, также, как и основания для закупки, субъекты РФ определяют самостоятельно. Если НМЦК большая, для надежности можно подкрепить ее экспертным заключением профильного учреждения (медицинского вуза). Сегодня это наиболее надежный способ получить нужное оборудование в рамках закона.

Закупка медтехники и национальный режим

При покупке медицинской техники заказчики должны придерживаться требований национального режима, которые представляет собой определенную совокупность ограничений в отношении импортных изделий. Задача – всеми способами поддержать отечественного производителя.

В 2002 году национальный режим в России стал жестче. Постановлением №1432 Правительство ввело правило «второй лишний»: если есть хотя бы одно предложение отечественной продукции и участник торгов соответствует необходимым требованиям закона, то все заявки заказчиком должны быть отклонены, даже если импортный товар будет качественнее и дешевле российского.

Изменились также правила работы с Каталогом товаров, работ и услуг (КТРУ): заказчику нельзя описывать дополнительные характеристики товара. Все должно быть максимально обтекаемо.

Это не всегда играет положительную роль: зачастую страдает качество оборудования. Однако попытки обхода национального режима чреваты немалыми штрафами. Однако, если есть возможность выбрать поставщика, учитывая качество техники, нет ничего плохого в том, чтобы этим воспользоваться.

Вернуться к списку новостей